Мёбиус

Может ли банк отказать в открытии счета?

Договор банковского счёта, в том числе об открытии расчётного счёта для организации, является публичным по ст. 426 ГК РФ. Это значит, что банк обязан заключить договор банковского счёта с клиентом, обратившимся к нему: на условиях, объявленных банком для открытия счетов данного вида, соответствующих требованиям, предусмотренных законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами. Такое правило предусмотрено абзацем первым п. 2 ст. 846 ГК РФ. 

Но у этого правила есть исключения. Согласно п. 5.2. ст. 7 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» банк может отказаться открывать счёт в соответствии с собственными правилами внутреннего контроля. Если появятся подозрения в том, что счет открывается для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Однако норма, предоставляющая банку право отказаться от заключения договора с клиентом, очень общая. Притом это право банк может использовать, ссылаясь только на свои подозрения. Вместе с тем такие подозрения должны быть объективными и обоснованными. В случае судебного спора банк обязан подтвердить свои подозрения доказательствами.

Так, в нашей практике был случай, когда банк заблокировал клиенту дистанционное банковское обслуживание и отказал в переводе средств на расчётный счёт в другом банке. Не имея других вариантов, по совету специалистов юридической компании «Мёбиус», клиент подал заявление о закрытии своего расчётного счёта. В таком случае банк был не вправе удерживать деньги клиента и был обязан перевести их на указанный расчётный счёт. По сути, это был тот же самый перевод денег, в исполнении которого ранее банк отказал. Деньги были переведены, а отказ в исполнении распоряжения клиента – обжалован в арбитражном суде (дело №А60-13275/2020). В этом деле банк не смог доказать правомерность своих действий. Решение суда было в пользу клиента во всех судебных инстанциях.

После этого у клиента вновь возникла необходимость открыть счёт в «Промсвязьбанке», куда он обратился с соответствующим заявлением. Тогда банк ссылаясь на п. 5.2. ст. 7 закона 115-ФЗ, отказал ему в заключении договора банковского счёта. Чтобы защитить свои охраняемые законом интересы и восстановить нарушенные права, клиент обратился в «Мёбиус». В арбитражном суде «Промсвязьбанк» не смог обосновать и доказать объективность своих подозрений. Решением суда по делу №А60-25239/2021 основания отказа в открытии счёта были устранены.

Суд обязал банк заключить договор банковского счёта с клиентом и открыть ему расчётный счёт.

Банк не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу. Апелляционная инстанция оставила решения суда без изменения, а жалобу банка – без удовлетворения. Выводы суда первой инстанции были подтверждены Семнадцатым арбитражным апелляционным судом.