Мёбиус

Изменения в законе о банках и ЦБ РФ

1 июля 2024 года в силу вступает Федеральный закон №442-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» от 4 августа 2023 года.
ФЗ-442 вводит единый порядок рассмотрения кредитными организациями (а еще некредитными финансовыми организациями и лицами, оказывающими профессиональные услуги на финансовом рынке) обращений заявителей. Сделано это, чтобы не допускать нарушений прав клиентов и недобросовестных практик организаций.

Согласно новой редакции ФЗ «О банках и банковской деятельности», кредитная организация в течение 15 рабочих дней обязана рассмотреть обращение физического или юридического лица и направить ответ на него.
Клиенты могут направить обращение почтой, нарочно на бумажном носителе, по адресу места нахождения филиала или представительства кредитной организации, указанным в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), в местах обслуживания потребителей в пределах местонахождения кредитной организации, а также по электронной почте. Наличие подписи заявителя в обращении не требуется.
Ответ на обращение должен:
  • содержать информацию о результатах объективного и всестороннего рассмотрения обращения;
  • быть обоснованным и включать ссылки на требования законодательства РФ, имеющие отношение к рассматриваемому в обращении вопросу;
  • содержать документы и (или) сведения, связанные с рассмотрением обращения;
  • содержать фактические обстоятельства рассматриваемого в обращении вопроса.
Кредитная организация вправе продлить срок рассмотрения обращения (но не более, чем на 10 рабочих дней), если необходимо будет запросить дополнительные документы и материалы (по решению единоличного исполнительного органа, его заместителя или уполномоченного ими лица). При этом кредитная организация обязана уведомить заявителя о продлении срока рассмотрения обращения, а в соответствующем уведомлении — указать обоснование для такого продления.
Ответ на обращение, как и уведомление о регистрации и продлении срока рассмотрения, направляются заявителю в зависимости от способа поступления обращения: в письменной форме по указанному в обращении адресу электронной почты или почтовому адресу. Либо способом, предусмотренным условиями договора между заявителем и кредитной организации. Ответ должен быть направлен способом (в форме электронного документа или на бумажном носителе), который заявитель указал в обращении.
Важно: если финансовая организация не ответит вовремя, Банк России сможет применить к ней меры надзорного реагирования и рассмотрит обращение самостоятельно. Кроме того, если заявитель останется недоволен тем, как финансовая организация отреагировала, он может направить в Банк России повторное обращение для проведения разбирательства.
Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 тысяч рублей (согласно ст. 5.59 КоАП РФ).