Мёбиус

Почему банк заблокировал счёт?

На банки в силу требований Федерального закона «О противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма» от 07.08.2001 г. №115-ФЗ (далее Закон 115-
ФЗ) возложена публично-правовая обязанность проводить проверки своих клиентов в целях, которые следуют из наименования закона.

Проверки клиентов проводит служба финансового мониторинга банка: в некоторых банках она называется «комплаенс». Проверки могут быть как плановыми, так и обусловленными операциями, которые осуществляет клиент. Банк направляет общий запрос на предоставление клиентом сведений о схеме и особенностях ведения им бизнеса, об основных контрагентах, а также требует предоставить документы по проведённым по счету операциям.

У банков есть целый перечень критериев, по которым они относят операции к подозрительным или сомнительным: подозрение на транзит операций, низкая налоговая нагрузка, продолжительная пауза в работе счёта и другие. В случае, если банк посчитал операции по счету подозрительными или сомнительными, он направляет общий запрос о хозяйственной деятельности клиента. Также банк может сделать запрос в отношении конкретных операций, если в отношении контрагентов клиента «имеется негативная информация по линии регулятора». То есть если получатель денежных средств находится в списке, сформированном в соответствии с Положением Банка России №639-П (с 01 сентября 2021 г. применяется Положение №764-П).

При наличии у банка сомнений в законности проводимых операций или в отсутствии в них очевидного экономического смысла, а также при наличии признаков запутанного и необычного характера операций, не соответствующих виду деятельности клиента, банк может приостановить — заблокировать — доступ к дистанционному банковскому обслуживанию (ДБО). То есть ограничить работу системы клиент-банка. Это означает, что клиент не сможет формировать и направлять в банк для исполнения платёжные поручения в электронной форме.

Некоторые банки практикуют одновременно с блокировкой ДБО блокировку всех корпоративных карт. Так, к примеру, делают Сбербанк и Райффайзенбанк. При этом у клиента сохраняется возможность уплачивать налоги и заработную плату. Не приостанавливается работа счёта на зачисление денежных средств. Все расходные операции, кроме налоговых и зарплатных, возможны только при физическом представлении в банк платёжного поручения. Это поручение должно быть изготовленного на бумаге и, как правило, оно предоставляется в банк вместе с документами, подтверждающими обоснованность расходной операции: договор, акт, ТТП, счёт-фактура и прочие.

Одной из распространённых причин для блокировки счёта является также наличие в ЕГРЮЛ — Едином государственном реестре юридических — записей о недостоверности сведений в отношении адреса, директора и/или учредителя клиента. Такие записи появляются в ЕГРЮЛ после проверок налоговых органов.

Основные причины блокировки банковского счёта:

  1. Непредоставление клиентом ответа на запрос банка, либо несвоевременное предоставление такого ответа;
  2. Проведение по счёту следующих операций:
  • имеющих признаки «транзитных»;
  • в которых нет очевидного экономического смысла, либо они имеют запутанный и необычный характер, не соответствующий виду деятельности;
  • похожих на участие в цепочке организаций с целью уклонения от уплаты налогов;
  • выглядящих как вывод денежных средств на счета физических лиц с целью их последующего снятия в виде наличных;
 3. Перевод денежных средств в пользу недобросовестных контрагентов;
 4. Наличие в ЕГРЮЛ записей о недостоверности сведений в отношении клиента.

Кроме того, бывают и экзотические причины блокировки счёта. Например, если к счёту предъявлен судебный приказ в пользу физического лица, у банка могут возникнуть подозрения, что клиент осуществляет деятельность, связанную с обналичиванием денежных средств. Особенно, если такой судебный приказ имеет признаки подложного документа. Списание по судебному приказу является обязанностью банка, поэтому банк может заблокировать счёт и на зачисление денежных средств до момента получения от мирового судьи, выдавшего судебный приказ, подтверждения его подлинности. После банк принимает (в случае подложности приказа — не принимает) к исполнению судебный приказ, а счёт начинает работать в штатном режиме.

Как правило, банк блокирует счёт через какое-то время после направления запроса клиенту и отсутствия от него обратной связи. Блокировать счет одновременно с запросом или вовсе без него незаконно. Важно понимать, что возложенные на банк публично-правовые обязанности не могут быть использованы им в противоправных целях, либо в качестве законных оснований для злоупотребления своими правами. Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения права клиента распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению (п. 3 ст. 845 ГК РФ).